Эссе

ЭССЕ НА ТЕМУ
«Моя педагогическая философия»
ВОСПИТАТЕЛЬ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ.

Свою профессиональную дорогу каждый человек выбирает по-своему… Хотела ли я быть воспитателем? Скажу откровенно: никогда! Многие подруги уже с детского сада примеряли на себя роли учителя или воспитателя, меня же это не привлекало. Я интересовалась живописью, с удовольствием делала поделки из бросового и природного материала, вышивала, одним словом – занималась творчеством.
Я росла, менялись увлечения. Родители хотели видеть меня грамотным юристом, но я по воле судьбы закончила педагогический… И попала в детский сад! Спустя некоторое время я с удивлением поняла, что ни о чем не жалею. А все, чем я увлекалась в детстве, теперь очень помогает мне в работе, потому что воспитатель – профессия творческая.
Любимая работа не только неотъемлемая часть моей жизни, но, прежде всего, — состояние души. И вот почему:
Во-первых, я – любящий человек! А дарить свою любовь детям – самая прекрасная на свете миссия! Я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно прививая своим ребятишкам чувство любви к миру.
Во-вторых, я – созидатель! Детей называют «цветами жизни», а воспитателей – «садовниками», и это справедливо. Как различные растения нуждаются в индивидуальном уходе, так же и мои воспитанники: каждому необходима любовь и понимание его неповторимости. Ведь от того, какие «семена» мы сеем сегодня, от того, как ухаживаем за «всходами», будет зависеть «вкус плодов». И я счастлива, что имею уникальную возможность прикоснуться к таинству взросления Человека.
Сегодня я могу смело сказать: мне повезло с профессией! Я горжусь ею! Каждый новый день вместе с моими воспитанниками – это еще одна возможность прожить самый прекрасный этап в жизни человека – детство, и не всем дается такой шанс. А если заглянуть в глаза детей? Какие они все-таки разные! В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то –, к сожалению, пока равнодушие. У каждого свой особый мир, который нельзя разрушать, которому надо помочь раскрыться.
И пусть я пока еще не совсем опытный воспитатель, и в связи со спецификой этой профессии результаты моей педагогической деятельности несколько отдалены, тем не менее, я вижу эффективность своей работы.
Я вижу, как некоторые ребята, даже уйдя в школу, приходят навестить свой детский сад, своего воспитателя. А не говорит ли это о тесной связи ребенка с педагогом, о том, что в сердце малыша есть и будет место для первого своего наставника и друга?
Постоянные контакты с учителями позволяют узнавать об успехах моих выпускников, и так приятно слышать, что они заинтересованы в познавательной и творческой деятельности. Значит, я не зря старалась развивать эти качества в своих детях.
А как чудесно после долго отпуска слышать восторженные голоса: «Вера Андреевна, мы по вам так скучали!», или получать в подарок рисунки и поделки, сотворённые летом.
Современное общество и конкурентная среда требуют развития всех сторон личности ребенка, а особенно тех качеств, которые способствуют социализации и готовят маленького человека к будущей жизни. Информационный XXI век формирует у людей индивидуалистические качества, но в России – своя специфика: в нас традиционно заложено коллективистское начало. Я думаю, что именно чувство коллективизма нужно поддерживать в наших детях, ведь, как известно, изолированный от других человек не может развиваться как полноценная личность. Это чувство создаёт ощущение сопричастности: помогает воспитывать сопереживание, готовность оказать поддержку и помощь, помогает развивать умение работать в команде, радоваться успехам тех, кто рядом; бережёт от карьеризма и самомнения. С другой стороны, оно позволяет формировать у детей чувство ответственности за себя, за близких, за свой коллектив, за город, в котором они живут, за свою страну. А это уже – шаг к гражданской позиции и патриотизму, чего так не хватает юному поколению россиян.
Россия – многонациональная страна, поэтому для нас особенно значима проблема формирования гражданской идентичности. Каждый ребенок, приходящий в детский, сад имеет собственные традиции: семейные, национальные, а, может быть, и религиозные. Как воспитать в ребенке чувство принадлежности к общей Родине? Ответ на этот вопрос очень сложен и в то же время прост: важно помочь детям узнать и полюбить друг друга, научить быть толерантными. Работа в этом направлении наиболее результативна как раз в дошкольном возрасте, ведь именно к шести-семи годам у ребенка начинает формироваться осознание собственного «я»: «я и другие», «я и дом», «я и страна».
Планируя воспитательно-образовательную работу, я опираюсь на интересы и предпочтения каждого ребёнка, но в то же время стараюсь создавать мотивацию к совместной деятельности. Современные образовательные технологии позволяют превратить занятие в обучающую игру, активизировать взаимодействие дошкольников, создавая у них ощущение единой команды, которая решает общую задачу. Так, трудясь над коллективной мозаикой «Моя малая Родина», каждый из воспитанников внес в нее частичку своей души и своего труда, тем самым ощутив причастность к своей стране, своему городу.
Как педагогу мне близки идеи развивающего обучения. По словам Л.С. Выготского «обучение должно идти впереди развития», что пробуждает к жизни целый ряд личностных качеств ребёнка, находящихся в стадии созревания. Познание незнаемого требует от маленького человека мыслительной активности, способствует освоению новых видов деятельности. Д.Б. Эльконин утверждал, что цель развивающего обучения — формирование теоретического мышления и сознания. Важно понимать, что их начала закладываются в детском саду и помогают нынешним дошкольникам успешно обучаться в школе. Например, придумывание сказок-небылиц способствует развитию у детей фантазии, творческих способностей.
Коллектив детсадовской группы – это не только воспитатель и дети, но и родители. К сожалению, иногда трудно найти с ними общий язык, ведь у каждой семьи свой социальный и культурный уровни, свои требования и представления о воспитании, для каждого родителя его ребенок – «самый-самый». Самое главное – сделать пап и мам своими единомышленниками, найти взаимопонимание с каждым из них. А для этого нужно знать не только семейную психологию и владеть коммуникативной культурой, но и умело организовывать коллективную деятельность, вовлекая родителей. Сплочению коллектива всегда способствует совместный труд: например, каждую зиму вместе с родителями и детьми мы собираемся на участке и организуем выставку снежных скульптур «Любимые герои сказок». Таким образом, мы вместе трудимся, закаляемся, и, украшая свой участок, получаем общий положительный заряд.
Может показаться, что работа воспитателя превращается в некий «конвейер», в бесконечную рутину: ведь, воспитывая детей с годовалого возраста, мы выпускаем их в школу, а затем всё возвращается «на круги своя». Однако неповторимость каждого ребёнка, способность удивляться и радоваться вместе с ним, заново открывать мир, спасает меня. Я думаю, что воспитатель, переставший получать радость от общения с детьми, должен сменить профессию.
Моё педагогическое кредо можно выразить несколькими словами: самое важное – завоевать доверие детей. Что для этого нужно? Создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, верить в его возможности, в то доброе, что в нём заложено, помогать ему. Именно такая атмосфера способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого малыша, которого надо любить таким, какой он есть. Я учу их слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать, в свою очередь, учась у детей открытости и светлому взгляду на жизнь. Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить. Перефразируя Джорджа Бернара Шоу, могу сказать, что жизнь воспитателя мне кажется чем-то «вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче», чтобы затем «передать грядущим поколениям». Я считаю, что педагогическая успешность — это не столько высокое качество воспитания и образования, сколько радость и улыбки детей, реализация их интересов и способностей. Любить ребёнка – значит, много думать, много переживать, искать и вечно учиться, отказываясь от сковывающих шаблонов, находя новое, а часто и «хорошо забытое старое» в древней как мир педагогике.
Закончить осмысление своей педагогической философии хочется словами В.А. Сухомлинского: «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь; и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».